ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКСЕЛЕРАЦИЯ
#deeptech #startup #insights #investments
Создание #deeptech #startup, — это не то же самое, что создание SAAS или торговой площадки. Дело не только в том, что хайтек #startup, как правило, использует результаты чьего-то R&D, в то время как для #deeptech #startup R&D – ядро (‘core’) и суть стратегии – разработка и коммерциализация результатов R&D. Дело в том, что труднее наметить вехи развития, доходы идут медленнее и с меньшей вероятностью будут повторяться ввиду специфики бизнеса. Это минусы для планирования и принятия решений стандартными венчурными инвесторами. Однако оценивая позитивные аспекты деятельности, а главное результаты деятельности #deeptech стартапов, другие типы вех и другие размеры доходов просто требуют иного подхода инвесторов. Или иных инвесторов, patient ones. О них отдельным постом.
Сегодня, выделю 8 ключевых наблюдений (#insights), на которые следует обратить внимание ученым-основателям (SCI), намереваясь создать #deeptech #startup:
1. Создайте IP-стратегию до регистрации IP.
Регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные с использованием результатов интеллектуальной (научно-исследователькой и научно-технической) деятельности ученых-основателей #deeptech #startup является вопросом приоритетной важности. Однако создание любого результата, тем более выбор типа объекта интеллектуальной собственности зависит от того, что требуется разработать для создания инновационного продукта или сервиса в соответствии с требованиями индустриального партнера, рынка или конечного пользователя. И сколько планируется получить дохода от коммерциализации прав по модели, связанной с созданием #deeptech #startup, вопрос влияющий на тип #IP напрямую. Поэтому, следуйте реверсивному методу - от видения #IP стратегии через видение инновационного продукта или сервиса к компонентам технологии, которые используют результаты R&D и оформляют соответствующие объекты #IP, по соответствующей процедуре и в порядке, обеспечивающим получение исключительных прав и максимального дохода от их коммерциализации.
2. Наймите коммерческого лидера (CBDO или СМО) как можно раньше.
Ученые-основатели (или SCI) #deeptech #startups, как правило, ценят научные и технические знания гораздо больше, чем коммерческую хватку. Они также ждут, чтобы создать коммерческую команду, потому что на начальном этапе основное внимание уделяется исследованиям и разработкам.
Но привнесение коммерческого мышления с первого дня имеет огромное значение. Хорошо проработанный выход на рынок на основе качественных исследований #custdev может не только убедить инвестора инвестировать на раннем этапе, но и значительно скорректировать научную разработку.
Часто два кандидата наук владеют своим продуктом и способами его создания, но для управления воронкой продаж и, в конечном итоге, для привлечения нужных клиентов требуется опыт коммерсанта. Эффективная стратегия продаж важна, и для этого нужен тот, кто может ориентироваться в сложных организациях продаж или может создавать нужные триггеры в контрактах со своими партнерами. Они также помогают формировать бренд компании и придают ему убедительную историю за счет выверенных коммерческих шагов и связей для привлечения ключевых потенциальных клиентов. Ученому (SCI) необходимо помнить, что нет ничего более гениального, чем продавать себя. Или в случае #deeptech #startup – ценность своей инновационной наукоемкой технологии.
3. Не попадайте в бесконечный цикл итерации продукта (или услуги) с использованием наукоемкой инновационной технологии
Не попадайтесь в ловушку совершенства. Это означает, что вы повторяете свой продукт до бесконечности, без его попадания в руки потенциальных клиентов. Это огромная ошибка.
Будьте удовлетворены тем, что продукт не идеален, и получайте отзывы клиентов и пользователей как можно раньше, чтобы стимулировать разработку и расставлять приоритеты коммерциализации, когда уровень готовности технологии #TRL имеет смысл. Из моих личных #insights на основе мнения экспертов и личного опыта - сначала дизайн, потом расширение функционала. Базовый функционал уже должен быть реализован через следование результатов #custdev исследования и собранных критериев (целевых показателей) по принципу #JTBD (о данной методологии в одном из следующих выпусков, непременно).
Для #deeptech #startup лучше иметь готовую бета-версию и постоянно информировать потенциальных клиентов о продукте следующего поколения. Чем оперативнее взаимодействовать с потенциальными покупателями в процессе разработки продукта #proddev, тем лучше вы будете готовы эффективно реализовать стратегию выхода на рынок вашего инновационного продукта или сервиса, когда придет время.
4. Не подписывайте эксклюзивность ни с одним из индустриальных партнеров
Если у вас есть продукт, который нужен крупной компании, может быть привлекательным заключить с ней выгодное эксклюзивное соглашение на раннем этапе. Не делай этого!
Это не только понизит траекторию доходов и рост вашего будущего продукта (или набора функций), т.к. продажи будут полностью зависеть от одного клиента, что сильно сдержит будущий рост, даже если эксклюзивность будет частичной.
Это также послужит сигналом для будущих инвесторов о том, что вы способны продавать только этому клиенту по низкой цене и у вас нет амбиций развивать свою инновационную технологию, а также создавать на ее основе различные инновационные продукты и сервисы с перспективой продажи на широком рынке. Это безусловно затруднит привлечение какого-либо капитала от венчурных капиталистов.
5. Во многих случаях, кофаундерам необходимо быть внимательными с #angel #investors в процессе определения размера раунда #investment и конверсии в капитал #deeptech #startup
Есть много случаев, когда инвесторы-ангелы устанавливали цену на раунд не соразмерно своему вкладу.
Хотя #angel #investors приносят огромную пользу на ранней стадии, многие из них не являются институциональными инвесторами и могут серьезно недооценивать или переоценивать вашу компанию в первые дни ее существования.
В основном, переоценивать свой вклад, «убеждая» ученых на такие доли в капитале #deeptech #startup, которые снижают для ученых-основателей шансы на привлечение инвестиций в будущем.
6. Будьте внимательны к таблице капиталовложений (Cap Table)
В частности, некоторые технологические университеты занимают очень большую долю (например, 19.9%) в #deeptech #startups. Некоторых инвесторов это устраивает, но многих нет.
Ученым-основателям с офисом по передаче технологий и ведите переговоры, насколько это возможно, чтобы подготовить вашу компанию и ее капитал к будущему успеху, особенно если вы намерены привлечь традиционных институциональных венчурных инвесторов.
Есть несколько способов приблизиться к этому, с которыми вам может помочь Non-Executive или советник #deeptech #startup или любой опытный инвестор, который ранее инвестировал в наукоемкие стартапы.
Большинство инвесторов из числа венчурных фондов pre-seed/seed стадий не ожидают в капитале #deeptech #startup никого кроме ученых-основателей.
Большинство качественных инвестиционных фондов серии А ожидают, что в капитале #deeptech #startup перед раундами у ученых-основателей сохраняется контроль или больше 50%.
Однако, если технологический университет забирает около 20%, это становится чаще всего невозможным, с учетом долей инвесторов предыдущих стадий и долей ученых-основателей.
7. Для выполнения функционала топ-менеджеров #deeptech #startup, требуются члены команды, работающие полный рабочий день
Часто при создании #deeptech #startup ученые-соучредители остаются работать в своем технологическом университете на неполный рабочий день. Очень хорошо подумайте, хорошая ли это идея. Важно, чтобы человек, возглавляющий компанию (CEO), члены команды #deeptech #startup отвечающие за разработку продукта (CTO) и за коммерческую деятельность (СМО/CBDO), работали на полную ставку или имели четкий путь к тому, чтобы выйти на полную ставку в будущем. Венчурные инвесторы хотят видеть приверженность того, что вы инвестируете в свой бизнес больше, чем они.
Одним из компромиссов является роль ученого-учредителя в качестве директора по науке (CSO), который продолжает оставаться сотрудником технологического университета.
Доля каждого соучредителя должна отражать объем ежедневной работы, которую они вкладывают в компанию. Для тех, кто работает неполный рабочий день, владение акциями должно отражаться во временных обязательствах перед компанией и в форме опциона с вестингом в момент перехода на постоянную работу.
8. Эффективность в стратегичности планирования - имейте четкие вехи для каждого следующего раунда инвестиций
Неэффективность многих #deeptech #startup в том, что ученые-основатели обычно исчезают в лаборатории и выходят глотнуть воздуха только через 3 года после обширных НИОКР на деньги #pre-seed, потом #seed #investors.
Это проблема не только для венчурных капиталистов, потому что неясно, каких целей достигают ученые-основатели с точки зрения корректного направления развития технологии, что позволяет им сказать: «Наша компания теперь более ценна благодаря XYZ».
Это также может стать проблемой для индустриальных партнеров и потенциальных пользователей инновационной технологии, если у вас нет отзывов о том, что вы строите не имея качественного #custdev процесса, основанного на JTBD и постоянном тестировании коммерческих гипотез в соответствии с видением развития и стратегией.
Ученым-основателям требуется спланировать заранее, чего вы достигнете с помощью инструментов стратегического планирования, с (а) технологической точки зрения (б) с коммерческой точки зрения, с должным уровнем синхронизации. Это позволит поднимать будущие раунды инвестиций с большей вероятностью и выгодной для ученых-основателей #deeptech #startup оценкой их бизнеса.
По материалам исследования thecreatorfund.com и исходя из моих личных наблюдений.